Отримуйте інформацію лише з офіційних джерел
Єдиний Контакт-центр судової влади України 044 207-35-46
Принятая 2 июня с. г. новая редакция Закона «О судоустройстве и статусе судей» наделала много шума хотя бы потому, что до последнего практически никто не был знаком с его окончательным текстом. Вплоть до 13 июля, когда появилось сообщение о подписании закона Президентом Украины Петром Порошенко, никто не знал, будут ли внесены в закон какие-то дополнительные изменения. Неизвестность порождает разные толки. Среди судей и народных депутатов ходили слухи, что за окончательную редакцию закона еще идут торги, что «наверху» нет единства по поводу конкурса для судей-«пятилеток», допуска в суды апелляционной инстанции адвокатов, ликвидации высших специализированных судов, увеличения заработных плат судьям с 1 января 2017 г. Говорили, что в команде Президента есть сомнения по поводу того, удастся ли своевременно принять изменения в процессуальные кодексы, не будет ли судебная система парализована при передаче дел в новый Верховный Суд (ВС) и т. д. Вследствие такой неопределенности за свою судьбу сразу забеспокоились все, кого касаются нормы закона. «Судебно-юридическая газета» попыталась разобраться, какие процессы по реформированию судебной власти будут запущены уже этой осенью.
С чем связано промедление
Согласно ст. 94 Конституции, закон, который не вернули из Администрации Президента в течение 15 календарных дней, считается одобренным и подлежит подписанию и обнародованию. В то, что у Президента просто не дошли руки до подписания закона, верилось слабо, т. к. уже был подписан другой закон из «пакета судебной реформы» – о внесении изменений в закон об исполнительном производстве. Логичным было бы одновременное подписание еще двух законов: о внесении изменений в Конституцию в части правосудия и «О судоустройстве и статусе судей». По одной из версий, промедление с подписанием объясняется тем, что поскольку текст законопроекта дорабатывался членами профильного комитета парламента до глубокой ночи и принимался впопыхах, а важнейшие правки вносились с голоса, в итоге получилось, что обычные знаки препинания могли сыграть злую шутку с заложенными в законе идеями.
Впрочем, как рассказали «Судебно-юридической газете», все оказалось намного проще. «Тут нет какой-то интриги. Дело в том, что в тот же день, когда принимался законопроект, народные депутаты Надежда Савченко и Юрий-Богдан Шухевич зарегистрировали проект постановления №4743-П об отмене решения Верховной Рады о принятии в целом и за основу проекта Закона «О судоустройстве и статусе судей». Только 16 июня парламент рассмотрел и отклонил это постановление. Следовательно, закон попал на подпись к Президенту позднее, чем изменения в Конституцию в части правосудия, и, соответственно, был подписан позднее», – сообщил изданию руководитель главного департамента правовой политики Администрации Президента Украины, секретарь Совета по вопросам судебной реформы Константин Красовский.
Тем не менее, у многих экспертов возникают сомнения относительно соблюдения процедуры принятия закона Верховной Радой, так что нельзя исключать возможность обращения в Конституционный Суд. И если так случится, сроки реализации положений данного нормативного акта могут быть отложены на неопределенный период. Хотя, если будет политическая воля, все возможно, ведь уже был прецедент, когда в течение одного дня закон принимался, публиковался, и его нормы реализовались (ситуация с назначением Генерального прокурора Украины).
Как будет проходить конкурс
Проведение конкурса на должности судей Верховного Суда должно быть начато не позднее 30 ноября с. г., а Верховный Суд должен быть создан до конца марта 2017 г. Кандидаты на должности судей ВС будут подавать документы в электронном виде с указанием специализации кассационного суда, в котором они планируют в будущем осуществлять правосудие. На период подготовки и проведения конкурса первичное квалификационное оценивание судей других судов может быть приостановлено.
Отметим, что ВККС в плане проведения конкурса дали практически полный «карт-бланш». Так, согласно ст. 79 нового закона, общий порядок подачи заявлений для участия в конкурсе и условия его проведения определяются ВККС без обязательного участия каких-то других органов. Конкурс на занятие вакантных должностей судей апелляционных судов или ВС проводится на основе рейтинга участников по результатам квалифоценивания. В случае, если кандидаты из числа судей имеют одинаковую позицию по рейтингу, определенному по результатам квалифоценивания для участия в конкурсе на должность судьи ВС, при всех прочих равных условиях предпочтение отдается судье, который имеет больший стаж работы в судах кассационной инстанции или Верховном Суде Украины.
Большая роль в обновлении судейского корпуса отведена Высшему совету правосудия, который, рассмотрев рекомендации о назначении, может как согласиться с ними, так и отказать по следующим основаниям: 1) наличие обоснованного сомнения относительно соответствия кандидата критериям добросовестности или профессиональной этики или других обстоятельств, которые могут негативно повлиять на общественное доверие к судебной власти в связи с таким назначением; 2) нарушение установленного законом порядка назначения на должность судьи. Все это ВСП определяет, руководствуясь собственной оценкой обстоятельств, связанных с кандидатом на должность судьи, и его личных качеств.
В случае отказа решение ВСП может быть обжаловано в Верховный Суд исключительно по трем основаниям: 1) состав ВСП, который принял соответствующее решение, не имел полномочий его принимать; 2) решение не подписано членом ВСП, который участвовал в его принятии; 3) решение не содержит ссылки на определенные законом основания отказа во внесении Президенту представления о назначении судьи на должность или мотивов, по которым ВСП пришел к соответствующим выводам.
Ликвидация высших судов
Как следует из закона, с началом работы Верховного Суда ВСУ, ВХСУ, ВАСУ и ВССУ ликвидируются. Впрочем, в п. 6 «Переходных положений» есть небольшая оговорка: они действуют в пределах их полномочий, определенных процессуальным законом, до начала работы Верховного Суда в составе, определенном законом, и до вступления в силу соответствующего процессуального законодательства, регулирующего порядок рассмотрения дел Верховным Судом в составе не менее 65 судей. Таким образом, еще одним условием ликвидации указанных судов является принятие изменений в процессуальные кодексы, которые пока нарабатываются Советом по вопросам судебной реформы и должны быть приняты именно парламентом. Появится ли у политических сил желание затормозить эти процессы с учетом того, как проходили переговоры относительно Закона «О судоустройстве и статусе судей», также вопрос.
Опять-таки, новым законом не предусмотрен такой важнейший момент, как то, каким образом будет осуществляться передача дел из ВХСУ, ВАСУ и ВССУ в новосозданный Верховный Суд. В целом в законе нет ответов на многие вопросы. В частности, им не учтено, будут ли избраны судьи в каждый кассационный суд пропорционально или нет, а значит, в одном суде может быть 5 судей, в другом – 30 и т. д. Но даже если предположить, что в каждом кассационном суде будет по 16 судей, за месяц они проведут Пленум и объявят о старте своей работы, и тут же ликвидируются все высшие специализированные суды, в каждом из которых сейчас работают в среднем около 80 судей, очевидно, что на плечи нового ВС упадет немалая нагрузка. Например, в ВАСУ в 2015 г. было около 94 тыс. дел. Каждый судья в течение месяца слушает около 100 споров, т. е. в год – 1200. Остаток дел в ВАСУ на данный период составляет примерно 20 тыс. Как будет проходить перераспределение дел и как это отразится на сроках, пока под вопросом. Еще один момент касается сотрудников аппарата – законом не предусмотрена их дальнейшая судьба после ликвидации судов, где они работают.
Хотя расслабляться авторам реформы не стоит в любом случае. Уже известно о намерении Верховного Суда обратиться с представлением в КСУ по поводу неконституционности ряда положений нового закона. Вероятно, будущее представление не будет касаться всех норм закона сразу, а затронет ряд положений, связанных с ликвидацией Верховного Суда Украины, конституционностью процедуры конкурсного отбора для действующих судей ВСУ, соответствием Конституции идеи создания в одном ВС 4 фактически самостоятельных кассационных судов и т. д. Не исключено, что КСУ в итоге может признать некоторые моменты не соответствующими Конституции, что приведет к необходимости внести изменения в текст закона.
Хронология реформы
30.09.2016:
10.10.2016:
31.10.2016:
30.11.2016:
30.12.2016:
1.01.2017:
30.03.2017:
30.09.2017:
31.12.2017:
1.01.2018:
30.09.2018:
1.01.2019:
30.04.2019:
30.06.2019:
1.01.2020:
После вступления в силу Закона о ВСП:
Не до конца определенные даты:
Вячеслав Хрипун, Наталья Мамченко
Джерело: sud.ua